The Rhythm of the Saints

LP сover 30 kB

Справка

© Kaire Lõhmus, 2001.

© Андрей Фоменко, 2001, дополнения.

Начнём с того, что когда в прошлом году ко мне попал этот альбом, я стала исследовать вопрос, пытаясь понять, почему он назван именно так. Я ничего ещё не знала тогда, поэтому начала с поисков сведений об Олодумаре и Бабалу-Айе. Вот что удалось выяснить.

If I have weaknesses don't let them blind me
Or camouflage all I am wary of
I could be sailing in seizures of laughter
Or crawling out from under the heel of love
Do my prayers remain unanswered
Like a beggar at your sleeve
Olodumare is smiling in heaven
Smiling in heaven I do believe

Олодумаре (Олорун) — образ бога-творца в латиноамериканском религиозном течении "сантерия" ("путь святых"). Он — источник духовной энергии, которая пронизывает всю вселенную, всё живое и неживое. Он являет собой центральную творящую силу в культе негров племени йоруба (Нигерия и Бенин) и основанных на его традиции сектах. Олодумаре взаимодействует с миром и с людьми при посредстве избранных им младших богов, "оришей". Ориши правят всеми силами природы, всеми деталями человеческой жизни. Они достижимы для человека (в отличие от Олодумаре) и на них можно рассчитывать, ведь они приходят на помощь своим последователям, помогая достичь лучшего материального и духовного состояния.

Сантерия — результат слияния африканских религий и испанского католицизма, своего рода теологический компромисс. Обычаи, кулинария и верования чернокожих рабов перемешались с испанскими и, в меньшей степени, с индейскими. Африканцам удалось сохранить свою веру и свои божества, замаскировав их под христианских святых и изобразив на иконах. Вот почему многие из богов сантерии сопоставляются с католическими святыми. Например, святая Варвара на самом деле воплощает африканскую Чанги, а Бабалу-Айе (бог, пользовавшийся костылями и покрытый язвами) стал известен под именем святого Лазаря.

Взаимоотношения между оришами и людьми принимают форму обрядов, молитв, предсказаний и подношений (в том числе жертвенных). Песни, ритмы и состояние транса также помогают верующим общаться с оришами и, наоборот, подвергаться их воздействию. "Бембэ" — это праздник в честь младших богов, когда люди восхваляют ориш, приветствуют их и молят присоединиться к празднеству, вселившись в одного из присутствующих священников. Это происходит при помощи совместных песен, барабанных ритмов и движений, взывающих к оришам так, чтобы боги смогли узнать себя в стихах, ритмах и танцах, которые исполнялись для них сотни лет.

Ритм играет важную роль в этом процессе, и барабанщики посвящают годы усердным тренировкам, чтобы суметь правильно сыграть замысловатые ритмы. Это тем более важно, что барабаны, по сути, разговаривают с оришами: язык йоруба тонален, а барабаны настраиваются так, чтобы издавать тона речи. Из-за этого некоторые ритмы никогда не звучат вовне религиозного контекста, так как это может оскорбить оришу. Такие ритмы — это, по сути, молитвы ко младшим богам, и каждому орише соответствует особый ритм.

В первых четырёх строках песни, вероятно, идёт речь о любви, которую эти люди испытывали к своим богам, и о том, как им удалось сберечь свои верования, скрывая их. Имя "Олодумаре" означает "владыка неба", поэтому для него естественно быть на небесах. И он улыбается, потому что проблема зла незнакома религии йоруба (так было лишь в Западной Африке). Или, быть может, его улыбка означает надежду, которую религия даёт людям.

Reach in the darkness
A reach in the dark
Reach in the darkness
A reach in the dark
To overcome an obstacle or an enemy
To glide away from the razor or a knife
To overcome an obstacle or an enemy
To dominate the impossible in your life

Возможно, эти строки из припева относится к темноте бараков, где рабы прятались ради отправления своего культа, а затем выходили на свет, думая о Бабалу-Айе под песни к святому Лазарю. Иначе говоря, в трудные времена надо тянуться ко тьме, именно там скрыты боги, которые помогут преодолеть все препятствия и всех врагов.

Always a stranger when strange isn't fashionable
And fashion is rich people waving at the door
Or it's a dealer in drugs or in passion
Lies of a nature we've heard before

Второй куплет касается утрату этой религии, да и вообще надежды, в мире, где не терпят тех, кто отличается от других. Отличается — например, своей болезнью, или цветом кожи, или мировоззрением. или бедностью. А если общество постоянно отвергает каких-то людей, они начинают сомневаться в своих убеждениях и своей вере.

Говоря о "богатых людях, отмахивающихся у дверей", Пол имеет в виду именно то, что многие люди не желают видеть рядом с собою тех, кто как-либо отличается. Они живут в своих милых домиках за милыми белыми заборчиками из реечек, а бездомным и больным лучше бы держаться подальше от них. Пожалуй, они не просто отмахиваются, а грозят кулаками. Слова "у дверей" показывают, что них не хватает смелости отойти от их якобы "безопасных" домиков.

В строчке "dealer in drugs or in passion" Пол, видимо, имеет в виду СПИД, который распространяется именно через "наркотики или страсть".

"Lies of a nature we've heard before" описывает обычный образ мысли и самообман в том, что "меня это не затронет". Люди не хотят думать о проблемах, пока беда не пришла на порог, но ведь никто не живёт в пустоте и все мы — частички общества. Тот же, кто считает себя обособленным от бедности и невосприимчивым к болезням, со временем неизбежно обнаружит своё сходство с остальными.

Do my prayers remain unanswered
Like a beggar at your sleeve
Babalu-aye spins on his crutches
Says leave if you want, if you want to leave

Reach in the darkness...

Бабалу-Айе изначально считался символом чумы, эпидемий и божественного возмездия. Связь с фигурой святого Лазаря смягчила этот ужасающий образ, и постепенно он превратился в добродушного покровителя бедных, немощных и больных. Его часто описывают как нищего, он олицетворяет всех тех представителей общества, с которыми доминирующая культура не желает иметь дела. Но не надо считать Бабалу-айе причиной этих несчастий! Те, кто страдает от болезни, нищеты или голода, не принадлежат к его жертвам; они его вестники. Попытки свести их в ничто никогда не удавались. Они играют роль указателей, которые подчеркивают, что мы не можем делать что-то в отношении остальных, не затрагивая в то же время самих себя. Мы не можем осуждать тех, кого коснулась бедность или болезнь, не принимая часть вины на себя.

Наконец, повторяющееся и стихающее "reach in the darkness" выглядит как намёк погрузиться во тьму нашего сознания и подумать обо всём этом.