That Was Your Mother

LP сover 31 kB

Справка

"Catch a little bit of these Cajun girls"

© Андрей Фоменко, 2001.

У музыки кэйджун долгая и запутанная история. Еще до изгнания из Новой Шотландии акадийцы сохраняли музыкальное наследие, доставшееся от средневековой Франции. После изгнания у тех, кто нашел прибежище в субтропической Южной Луизиане, по-видимому, не осталось музыкальных инструментов, хотя скрипки появились у них в начале XIX века. Теперь акадийцы исполняли не только старые композиции, пережившие изгнание, но и сочиняли новые мелодии, зачастую связанные с темами смерти, одиночества и несчастной любви — темами, отражавшими суровую жизнь изгнанников и тяжесть пограничных испытаний. В Луизиане акадийцы вскоре встретились и смешались с другими этническими группами, что создало предпосылки для их превращения в новую народность, так называемых "кэйджун". Сильное влияние на развивающуюся музыку кэйджун оказали креолы африканского происхождения. Несколько позже местные торговцы стали завозить доступные, прочные аккордеоны, и это подстегнуло рост популярности инструмента среди музыкантов кэйджун. В 1928 звукозаписывающие компании начали записывать кэйджун, рассчитывая расширить свой ассортимент. Образцы классических композиций, таких как "Allons а Lafayette", "Hip et Taiaut" и "Jolie Blonde", возникли из этих первых коммерческих записей.

В период 1920-х и 1930-х годов кэйджун подверглись все возрастающей американизации, которую серьезно подтолкнула разработка нефти в южной Луизиане и прокладка новых скоростных шоссе. Наплыв англо-американских рабочих принес с собою привязанность к кантри и западной музыке. Кроме того, часть кэйджун переехала на юго-восток Техаса, где их ждала работа на нефтеразработках и нефтеперерабатывающих заводах. В ответ на эти новые влияния кэйджун стали подражать англо-американским струнным группам, выделяя партии гитары и скрипки за счет аккордеона. Действительно, в промежутке с 1935 по 1950 годы аккордеон практически полностью исчез из музыки кэйджун. В это время стиль обогатился гитарой, бас-гитарой, ударными, и даже мандолинами и банджо. К концу 1940-х, впрочем, аккордеон снова воцарился в кэйджун. Его вернули исполнители типа Айри Лежена, Лоренса Уолкера и Натана Эбшайра вместе с ветеранами войны, искавшими облегчения в музыке "старого времени". Хотя гитара и скрипка отступили с ключевых позиций, в кэйджун-группах сохранились гитары, басы и ударные, эти остатки струнного периода.

Возвращение аккордеона сочеталось с появлением двух все более популярных национальных стилей — ритм-н-блюза и рок-н-ролла (представленных в южной Луизиане "болотным" звуком). Многим казалось, что музыка кэйджун стоит на грани исчезновения. Затем, в 1964, музыканты кэйджун получили шумное одобрение критиков на Ньюпортском Фестивале Народной Музыки. Это помогло начать "возрождение кэйджун", которое приняло серьезный характер в 1968 года с учреждением CODOFIL (Council for the Development of French in Louisiana, Совет по Развитию Французского Языка в Луизиане) и ознаменовалось в 1974 первым фестивалем "Дань Музыке Кэйджун" в Лафайет. Теперь эти празднества слились с "Акадийскими Фестивалями". В это же время молодые музыканты (Майкл Дусэ, Захария Ричард и другие) вырвались за пределы музыки кэйджун, соединяя ее с другими стилями так же, как делали это "болотные" музыканты 1950-х. С начала до середины 80-х музыка кэйджун (так же, как и зайдеко) пережила всплеск популярности, продолжающийся по всему миру до сих пор. Для сохранения традиционной музыки кэйджун существует Cajun French Music Association (CFMA).

Справка

"Dancing to Zydeco"

© Андрей Фоменко, 2001.

Зайдеко — популярный музыкальный жанр, основанный на аккордеонной музыке прерий юга и юго-запада Луизианы. В противоположность общепринятому мнению, в основе своей это не кэйджун, но, скорее, музыка креолов Южной Луизианы, воспринявших множество базовых элементов зайдеко от музыки кэйджун. (В свою очередь, музыка кэйджун позаимствовала многие характерные черты креольской музыки.) Слово "зайдеко" происходит от французского "les haricots", что означает "бобы". Народная этимология утверждает, что имя жанра пришло из креольского выражения "les haricots sont pas sales" ("бобы не пересолены"). Эта фраза часто появляется в креольских песнях, она же послужила названием популярной композиции зайдеко. Не оспаривая этого подхода, фольклорист Барри Джин Анклет указывает, что это объяснение обычно воспринималось без особого критического анализа. Он также замечает, что варианты слова "зайдеко" появляются в песнях французских негров с давних времен. Более того, Анклет утверждает, что "бобы не пересолены" — лирическая метафора, означающая трудные времена: в прошлом креолы приправляли пищу, те же бобы, к примеру, солониной — а когда пришли тяжелые дни, солонина стала слишком дорогой, что и объясняет, почему "бобы не пересолены".

Зайдеко, действительно, наиболее современная форма креольской музыки Акадии, появившаяся лишь после Второй мировой войны, когда основатели жанра — Клифтон Шенье и Бузу Чевис — соединили большей частью народные мотивы с новыми элементами ритм-н-блюза. Музыка зайдеко значительно изменилась за прошедшие годы и теперь приближается к таким ключевым направлениям поп-музыки, как соул, диско, рэп и даже регги. Она все чаще и чаще исполняется на английском вместо первоначального креольского диалекта. И, что странно, к ней зачастую относятся как к "клубной музыке" — хотя ранняя зайдеко черпалась в основном из элементов "низкого" блюза (что демонстрирует репертуар Клифтона Шенье).

Зайдеко часто появляется в фильмах, в информационных и коммерческих телепередачах — намного чаще, чем кэйджун, которая, в отличие от зайдеко, сохранила многие изначальные черты. Она нашла приверженцев повсюду за пределами Луизианы, о чем свидетельствует огромное число "танцоров зайдеко" как на восточном, так и на западном побережье. Несмотря на коммерциализацию (и американизацию), зайдеко остается путем органичного самовыражения культуры креолов Акадии.

Справка

Clifton Chenier

© Андрей Фоменко, 2001.

Clifton Chenier - 14 kB

Клифтон Шенье (25.06.1925 — 12.12.1987) был одним из королей музыки стиля зайдеко. Соединив кэйджун с блюзом, ритм-н-блюзом и рок-н-роллом, Шенье ввел зайдеко в область популярной музыки. Шенье играл на аккордеоне, основном инструменте зайдеко, и зачастую пел. На сцене Клифтон был истинным артистом, и, важно блестя золотым зубом, во время представлений он часто появлялся в капюшоне с короной.

Родившись в Луизиане в семье испольщиков, Шенье научился играть на аккордеоне у своего отца. Вслед за старшим братом Кливлендом он отправился в 1947 году в Лейк Чарльз, чтобы работать на нефтяных промыслах. По выходным Клифтон и Кливленд, игравший на стиральной доске, выступали в паре. Находясь под влиянием ритм-н-блюза Фэтса Домино, Профессора Лонгхэйра, Джо и Джимми Лиггинс, дуэт Шенье играл скорее аккордеонный ритм-н-блюз, нежели полноценный зайдеко. В 1954 году Клифтон подписал контракт с Elko Records и открыл свою музыкальную карьеру песней "Cliston Blues / Louisiana Stomp". Запись обрела местный успех. Вскоре после того Elko продала контракт с Шенье фирме Post Records, филиалу Imperial.

В 1955 году он начал сотрудничать со Specialty и добился успеха с напоминавшей зайдеко песней "Ay Tete-Fee". Шенье отправился в турне по Луизиане и Техасу со своей командой Zydeco Ramblers, куда к тому времени входил блюз-гитарист Филип Уолкер. К 1956 году Клифтон был достаточно известен как исполнитель ритм-н-блюза, чтобы бросить работу на нефтеочистительном заводе и полностью посвятить себя музыке.

Крис Страшвиц из компании Arhoolie Records подписал контракт с Шенье в 1964 году и убедил его продолжать разрабатывать направление зайдеко; этот шаг придал его карьере новый импульс. В том же году, чуть позже, на Arhoolie выходят его первые альбомы, "Louisiana Blues" и "Zydeco", а песня "Louisiana Blues" становится хитом в Техасе и Луизиане. В 1965 году Шенье выпускает "Bon Ton Roulet", альбом, в который вошла популярная песня "Black Gal".

Клифтон начал практически безостановочный цикл гастролей по США, Канаде и Европе. Последовал ряд альбомов, сделанных на Arhoolie, в том числе классический "Bogulosa Boogie" (1976). Играя в составе своей группы Red Hot Louisiana Band, куда вошли его брат Кливленд, саксофонист-тенор Блайнд Джон Харт, гитарист Пол Сенегал, Шенье способствовал популяризации зайдеко в Америке и Европе и продемонстрировал его сильные связи с блюзом, роком и ритм-н-блюзом.

Заболев диабетом, Шенье к концу 70х значительно замедлил свои гастрольные темпы. В 1982 году на Alligator Records был издан альбом "I'm Here". Клифтон Шенье умер в 1987 году.