Rene and Georgette Magritte
with Their Dog after the War

LP сover 81 kB

Справка

Rene Francois Ghislain Magritte

© Андрей Фоменко, 2001.

Magritte - 7 kB

Рене Франсуа Гислен Магритт (21.11.1898 — 1967) — один из художников, сделавших заметный вклад в сокровищницу европейского движения сюрреализма. Через три года после того, как его мать совершила самоубийство, утопившись в реке Самбр, Магритт решил посвятить себя искусству и поступил в Академию Изящных Искусств. Он обучался там два года, с 1916 по 1918 г. В это время он познакомился с Жоржетт Бергер, на которой женился в 1922 г. В тот же год Магритт посетил художественную галерею, где выставлялась картина де Ширико под названием "Песнь Любви". Картина тронула его до слез и окончательно изменила его взгляд на искусство. В 1927 г. Магритт открывает свою первую персональную выставку. Критики наводнили газеты отрицательными отзывами, выставка была дурно принята. Из-за первого провала Магритт впал в депрессию и уехал в Париж. В 1930 г., после трех лет жизни в Париже, последовало возвращение в Брюссель, а с 1927 года наступила полоса удач, и на протяжении десяти лет его произведения выставлялись на международных выставках сюрреалистов. В 1960 г. картины впервые были показаны в США. Магритт добился огромной популярности, его знаменитые "господа в котелках" известны теперь по всему миру.

Сюрреализм (в буквальном переводе с французского) означает "сверхреальность". Движение художников-сюрреалистов зародилось в Париже под эгидой Андре Бретона вскоре после I Мировой войны. Основная идея сюрреализма — достижение преувеличенного ощущения реальности с помощью искусства. Однако не все художники, примкнувшие к этому направлению, придерживались единой точки зрения насчет того, как должна быть воплощена идея. Стиль Магритта был крайне реалистичен, с резкими линиями и ломаными гранями. В картинах он старается показать два или несколько обыденных предметов, в которых нет ничего странного. Затем он располагает эти два не взаимосвязанных предмета вместе и выписывает их взаимосвязь, создавая тем самым нечто сюрреалистическое. Его картины создают эффект чего-то странного и причудливого. Это прекрасно иллюстрируется полотном "Время пронзенное" ("La duree poignardee", 1938). Здесь Магритт сочетает обычный локомотив и заурядный камин, но их совмещение создает загадочный образ. Таково типичное впечатление от его картин. К типовым образам Магритта относятся также женский торс, "маленький человек" буржуа, котелок, замок, скала и окно. Определение сюрреализма по Магритту таково: "Сюрреализм — это знание абсолютной мысли".

Магритт сумел заставить современного человека сделать остановку, ткнуть его лицом в обыденный предмет — "это кусок сыра" ("Ceci est un morceau de fromage", 1963), — и погрузить в отвлеченные размышления, настолько отвлеченные, что они заранее не могут рассчитывать на какую-либо результативность. На выставке Магритта всегда царит состояние невесомости сна или космического полета, и предметы, столь обманчиво осязаемые, свободно летают по воздуху, а вместе с ними воспаряет и зритель, захваченный высокоумным абсурдом, лишающим тяжести и мозг, и тело, и душу.

"Владычество Света" ("L'Empire des Lumieres", 1954) написана Магриттом в 1954 году, за 13 лет до смерти. В картине использовано типичное для него решение — сочетание двух реалистичных изображений, создающих в комплексе единый таинственный, сюрреалистический образ. Магритт утверждал, что образы просто приходят к нему, не объясняя, что они так или иначе могут означать.

В интернете существует Музей Магритта.

Справка

The Penguins (1954—1959)

© Андрей Фоменко, 2001.

Ду-воп квартет The Penguins прославился своей песней "Earth Angel", ставшей классикой рок-н-ролла. Квартет возник в 1954 в Лос-Анджелесе в составе: Кливленд Дункан (ведущий вокал), Кёртис Вильямс (тенор), Декстер Тисби (баритон) и Брюс Тейт (тенор). Вильямс руководил группой, хотя и не был ведущим вокалистом. Он подхватил "Earth Angel" у вокалиста Джессе Белвина — одни источники говорят, что Кёртис сам написал эту песню, другие — что он писал ее вместе с Белвином, третьи — что Гэйнел Ходж из ду-воп группы The Turks тоже имел отношение к ее созданию (действительно, в 1956 году Ходж выиграл судебный процесс, давший ему права соавтора) и отдал ее The Penguins.

Около 1954 года квартет подписал контракт с лос-анджелесской независимой компанией Dootone Records. В первую пластинку вошли "Hey Sinorita" и "Earth Angel". После выхода тиража в конце 1954 года лос-анджелесские радиостанции получили больше просьб проиграть "Earth Angel", чем "Hey Sinorita", поэтому вскоре она попала на первую сторону пластинки. К началу 1955 года песня появилась в национальных рейтингах, продержавшись в ранге лучшей ритм-н-блюз песни в течение 3 недель и достигнув 8 места в поп-рейтингах.

В течение нескольких лет The Penguins продолжали работать с Dootone Records. Вскоре после успеха "Earth Angel" Тейт покинул группу, и на его место пришел баритон Рэндольф Джонс. Несколько лет спустя на Atlantic Records вышел их второй (и последний) большой успех — "Pledge of Love", добравшаяся до 15 места в ритм-н-блюз рейтингах летом 1957 года. В том же году вышел единственный альбом группы, названный "The Cool, Cool, Penguins".

В 1959 году квартет распался. Затем в течение 40 лет Кливленд Дункан руководил множеством новых воплощений The Penguins, организуя турне и перезаписывая свои песни. В 1963 году Дункан, Тисби и двое новых участников записали "Memories of El Monte", песню, которую Фрэнк Заппа и Рэй Коллинз сочинили специально для них; но запись не произвела никакого впечатления. Дункан вернулся к своему очередному квартету, а Тисби вскоре присоединился к The Coasters.

Справка

The Moonglows (1951—?)

© Андрей Фоменко, 2001.

The Moonglows - 35 kB

The Moonglows из Луисвилля (штат Кентукки) упоминается в числе наиболее плодотворных групп, работавших в стиле ритм-н-блюз и ду-воп. В первоначальный состав входили одни из величайших вокалистов этого жанра: Прентисс Бэрнс, Бобби Лестер, Александр Грэйвс и Харви Фукуа, а вместе с ними и гитарист Билли Джонсон (на фото). Сначала они назывались The Crazy Sounds, пока диск-жокей Алан Фрид не назвал их The Moonglows, и, наконец, некоторые записи сделаны группой под именем The Moonlighters. Их первым крупным успехом стал редкий перл ритм-н-блюза "Sincerely", записанный на Chess в 1954 и достигший 20й позиции в поп-рейтингах. С 1955 по 1958 гг. они выпустили еще пять песен, попавших в "лучшую десятку ритм-н-блюзов", в числе которых "Most of All", "We Go Together", "See Saw", "Please Send Me Someone to Love" и, конечно же, "Ten Commandments of Love".

Фукуа, племянник Чарли Фукуа из The Ink Spots, ушел из группы в 1958 году. Прежде чем основать собственную компанию Tri-Phi, он записал "Ten Commandments of Love" под именем Harvey & the Moonglows вместе с Марвино Гэйем, Ризом Палмнером, Джеймсом Ноулэндом и Честером Симмонсом. Фукуа был создателем и продюсером The Spinners с 1961 года, а также писал для Motown до начала семидесятых.

The Moonglows распались в 60х, затем снова объединились в 1972 году в составе Фукуа, Лестера, Грэйвса, Дока Вильямса и Чака Льюиса. Они записывались на RCA, и переработанный вариант "Sincerely" в конце концов попал в рейтинги, но не добился большого успеха.

Справка

The Orioles (1948—09.12.1957)

© Андрей Фоменко, 2001.

Возглавляемая Сонни Тилом, The Orioles ("Иволги") была первой вокальной черной группой, исполнявшей свою музыку именно для черных слушателей. Своими ранними записями (конец 40х — начало 50х) группа заложила основы вокального ритм-н-блюза и ду-вопа. The Orioles сплавляли традиционные популярные песни с эмоциональностью госпелов и сопровождали блюзовые и госпельные материалы плавными напевами, обращаясь к максимально широкой аудитории.

Группа возникла в 1947 году в Балтиморе, штат Мериленд, в составе ведущего вокалиста Сонни Тила (Ирлингтон Карл Тилгман), тенора Александра Шарпа, баритона Джорджа Нельсона, баса Джонни Рида и гитариста Томми Гэйтера. Через год их песня "It's Too Soon to Know" заняла первое место среди песен в стиле ритм-н-блюз и достигла 13 позиции в рейтингах. Успех дебютной пластинки был немедленно закреплен песней "(It's Gonna Be a) Lonely Christmas", вошедшей к концу года в лучшую десятку ритм-н-блюзов.

The Orioles отличались от таких групп, как Mills Brothers или The Ink Spots тем, что их звучание было чисто вокальным, без какой-либо оркестровки, в сопровождении разве что гитары Томми Гэйтера. С 1948 по 1954 год The Orioles записали для Natural и Jubilee 61 пластинку, в том числе такие классические вокальные композиции, как "I Need You So", "You Belong to Me" и "Hold Me, Thrill Me, Kiss Me".

На вершине популярности судьба нанесла им трагический удар: в 1950 году автокатастрофа оборвала жизнь Томми Гэйтера и серьезно повредила здоровье Джорджа Нельсона и Джонни Рида. В тот же год Нельсон ушел из группы. Как только Рид оправился после несчастного случая, Гэйтеру и Нельсону нашли замену, остановившись на гитаристе Ральфе Вильямсе и вокалисте Грегори Кэрролле. Новый состав группы добился успеха в 1952 году с песней "Baby Please Don't Go", поднявшейся до восьмой позиции. Годом позже была записана наиболее популярная из их песен — "Crying in the Chapel". Появившись летом 1953 года, эта песня продержалась в ритм-н-блюз рейтинге пять недель и достигла 11 позиции в поп-рейтинге, в конце концов попав на золотой диск. Двенадцать лет спустя Элвис Пресли записал "Crying in the Chapel" для "How Great Thou Art", своего альбома госпелов.

На волне ритм-н-блюзовых достижений The Orioles стали появляться группы, работавшие в похожем стиле и называвшиеся по именам птиц. Среди них были The Penguins, The Flamingos, The Falcons и The Robins. В память о Томми новый состав группы записал лучшую, как считают многие, свою песню "I Need You So". Ближе к концу года появилась еще одна удача — "In the Mission of St. Augustine", ставшая их последним крупным успехом.

Первоначальный коллектив распался в 1954 году, когда Шарп и Рид перешли в группу The Ink Spots. Сонни Тил набрал новый состав, но уже не добился настолько крупного успеха. До самой своей смерти в 1981 году Сонни продолжал выступать и записываться с новыми воплощениями The Orioles, а в 1995 году, через 40 лет после распада первого состава группы, The Orioles были введены в Зал Славы Рок-н-ролла.

Справка

The Five Satins

© Андрей Фоменко, 2001.

The Five Satins - 42 kB

Лидером известной в 50-е годы группы The Five Satins был Фред Пэррис. Фред, родившийся в 1936 году, начал работу ведущим певцом в группе The Scarletts примерно в 1954 году. Он был призван в армию, и однажды ночью, стоя на посту, сочинил песню "In the Still of the Nite". Вернувшись двумя годами позже домой в Нью-Хэйвен, Коннектикут, он создал группу вместе с Весом Форбесом, Льюисом Пиплсом, Ричем Фрименом и Саем Хопкинсом. Они назвались The Five Satins и записали "In the Still of the Nite" в подвале местной церкви святой Бернадетты. Песня вышла под маркой Standard, а позже под маркой Ember. В тот же год она вошла в список 40 лучших песен, поднявшись до 24 позиции. Пока песня гремела в списках, Фред вместе с армейским подразделением был в Японии. Затем состав группы изменился, теперь ведущим певцом был Билл Бейкер, вместе с ним играли Эдди Мартин, Джим Фримен, Эл Денби и пианист Джесси Мерфи. Продолжая записываться на Ember, группа в 1957 году выпустила "To the Aisle", и эта песня стала у группы второй, вошедшей в "лучшие сорок". Некоторые участники The Five Satins окончили школу Хиллхаус в Нью-Хэйвене. Вернувшись из армии в январе 1958 года, Пэррис заменил Бейкера.

"In the Still of the Nite" снова появлялась в рейтингах в 1960 и 1961 годах, кроме того, три другие группы сделали свои обработки песни. The Five Satins выпустили на Ember еще несколько менее известных песен, но когда в начале 60 интерес к стилю ду-воп угас, группа распалась.

В 1969 году Фред Пэррис воссоздал группу в новом составе и снова стал исполнять свои прежние песни. В 1973 году группа появилась в фильме "Let The Good Times Roll", воскрешавшем рок-н-ролл 50х. Они продолжали изредка появляться и позже. В 1982 году ими было записано попурри "Memories of Days Gone By", вошедшее в рейтинги; кроме "In the Still of the Nite", в него вошли отрывки из песен, ставших известными в исполнении других групп: "Tears on My Pillow", "Only You" и "Earth Angel".