Рецензия на сборник "Paul Simon 1964/1993"

© Lahri Bond, "Dirty Linen", 01.04.1994. (URL)

12 kB album cover

Забавная штука эти коробочные сборники. Обычно они служат как бы развитием альбомов "Лучших Песен", но почему-то не становятся полной ретроспективой творчества того или иного артиста. Это особенно верно для таких авторов, как Пол Саймон, чей творческий путь долог и разнообразен. Перед нашими глазами уже прошли диски "Simon and Garfunkel's Greatest Hits" (1972) и сборник "Collected Works" (1981), а сливки сольного творчества Саймона были собраны в "Greatest Hits" (1977) и "Negotiations and Love Songs 1971-1986".

Итак, что сможет предложить новая подборка? После альбома 1986 года вышел лишь один студийный и один "живой" диск. Лучше всего было бы собрать на трёх дисках редкие студийные дубли, невышедшие записи и концертные номера: на протяжении своей карьеры Саймон гастролировал со множеством отличных ансамблей. К сожалению, в сборник из 52 песен попало лишь шесть "ранее недоступных" записей.

Первый диск уделяет внимание работам дуэта Саймона и Гарфанкеля, предлагая заодно и довольно слабую пробную запись песни "Bridge Over Troubled Waters" в сольном исполнении Саймона. Здесь Пол без особого успеха пытается подражать фальцету своего партнёра. "Hey Schoolgirl" выходила как сингл Тома и Джерри (дуэт Пола и Арта — подростков), и хотя этот сингл весьма редок, песню нельзя причислять к "ранее недоступным". То же самое относится и к первой песне диска, "Leaves that Are Green", взятой с "The Paul Simon Songbook" — сольной пластинки, которую Пол Саймон записал в 1965 году на CBS. Теперь этот альбом нелегко найти, но ведь когда-то он лежал в магазинах!

Затем, здесь же стоит нечто под названием "The Breakup" — весьма живой, явно шутливый монолог Гарфанкеля по поводу распада их с Саймоном музыкального союза. Пол постоянно встревает с комментариями и просьбами подчёркнуть, как беспокоит Арта обсуждаемая тема. Получается этакая пародия на образ Саймона-чудака, который желает держать всё в студии под своим жёстким контролем.

Что до остальных не выходивших ранее записей, то в концертной версии "Still Crazy after All These Years" 1991 года мы найдём душераздирающее соло Майкла Брекера на саксофоне, а замечательная студийная "Thelma" была бы уместна на любом из последних двух альбомов Саймона.

Итак, три редких записи и три не выходивших до того песни: оправдывают ли они траты на этот, скажем так, недешёвый коробочный сборник? Для тех, у кого уже есть большая часть работ Саймона или у кого есть другие его сборники — едва ли. С другой стороны, для менее упёртых слушателей эта подборка станет наилучшим выбором.

Второй диск представляет материал семидесятых годов, записанный в сотрудничестве с весьма экзотическими группами "Los Incas", "The Dixie Hummingbirds", "The Jesse Dixon Singers" и "Muscle Shoals Rhythm Section".

Третий диск уделяет слишком много внимания альбомам "Graceland" и "The Rhythm of the Saints", обманывая наши надежды. Собранные здесь песни уже звучали во множестве вариантов, так что составителю сборника было из чего выбрать. Например, как насчёт "Under African Skies", которую Пол исполнил дуэтом с Мириам Макебой на концерте в Зимбабве? Весь этот концерт вышел потом на видео, и там было весьма красноречивое попурри из "Gumboots" и "Whispering Bells", этого неотъемлемого атрибута пятидесятых. Затем, были выступления в передаче "Saturday Night Live", скажем, "Homeward Bound" дуэтом с Джорджем Харрисоном, или работы с Филипом Глассом, композитором-авангардистом. Наконец, как насчёт вокальных партий Арта Гарфанкеля, так и не вошедших в почти неизвестный критике альбом "Hearts and Bones", и где концертные записи, одной из которых нас дразнят издатели? За кадром остался огромный материал, который мог бы попасть в этот сборник, но — ах!

Буклет тоже не стоит доброго слова. Он полон сентиментальных вздохов про "гений Саймона", но нет ни единой новой идеи или редкой фотографии.

В общем, пока артист жив, у него каждые три-четыре года выходит новый сборник "лучших песен", вот, например, как этот. Не более того.