По ту сторону денег

© Paul Simon, 23.09.2001. (URL)

Газета "Нью-Йорк Таймс" обратилась к девяти артистам разных жанров с просьбой поделиться своими мыслями о будущем этих жанров. Вот как ответил Пол Саймон:

События прошлой недели, при всей их невыносимой трагичности, были смягчены практически полным исчезновением элементов популярной культуры с радио и телевидения. Были отменены награждения и концерты, не открылось ни одной новой телепередачи, не было и премьер на широком экране. Образовалась временная передышка в культурном шуме. Чрезмерная и агрессивная торговля не просто притихла: тем, кто натыкался на неё, она казалась атрибутом далёкого прошлого, уже неуместным после трагедии одиннадцатого сентября. Посреди этого хаоса возникла пусть короткая, но глубокая тишина, которая подтолкнула нас к переоценке самих себя как народа и как культуры.

Что может и должно измениться? Отрицание и насилие, которыми полнится наша музыка и наше кино, следует признать циничными развлечениями, что очевидно при сравнении их с реальными событиями одиннадцатого сентября. Пожарные и полицейские, работавшие суточными сменами — эти герои реальной жизни совершенно чужды той идее героизма, которую исповедует популярная культура. Артисты должны свыкнуться с этой некартонной реальностью и отразить её в своих работах. Рынок приспособится к этим истинам, не теряя денег. Наше представление о прибыли и ценности может измениться, чтобы позволить бóльшую степень художественной взыскательности без непременного и механического появления неблагоприятных последствий для экономики. Артисты могли бы придерживаться более высоких стандартов честности. Корпоративная Америка могла бы позволить большему числу голосов достигнуть наших ушей. Мы пропитаны музыкой и фильмами, которые не связаны ни с чем, кроме денежной изнанки дела. Нам следует поддержать тот поток сочувствия и великодушия, который автоматически обрушился на семьи и сообщества жертв за последнюю неделю, чтобы он проник в нашу повседневность.

Слишком рано пока предсказывать, как именно изменится искусство, но перемены неизбежны, благодаря катастрофе или вопреки ей. Следует признать, что сейсмические события существенно влияют на творческий процесс и что за сокрушительными переживаниями может последовать художественное и духовное перерождение.